В 1980 г. в России спичечные фабрики произвели ряд модернизаций и реконструкций, наша страна стала в особо крупном количестве экспортировать хозяйственные спички.
Переход от экономики социалистической к рыночной застал многих руководителей большинства предприятий врасплох. Руководство предприятий не понимало, как работать в условиях рыночной экономики, в стране отсутствовали грамотные экономисты и маркетологи. Это привело для начала к кризису перепроизводства (так как предприятия были отрезаны от экспортных рынков, быстро шел наплыв дешевых импортных зажигалок), а чуть позже - к повальному банкротству многих фабрик. Остаться «на коне» удалось лишь немногим предприятиям.
Правда, с другой стороны, производство спичек в стране пришло к новому рынку. Спички-книжки и сувенирные спички стали создаваться в целях маркетинга и для презентаций. Некоторые старые спичечные фабрики, увы, не смогли вовремя наладить изготовление спичек для этого рынка, поэтому сейчас он осваивается, по большей части небольшими фирмами. Чтобы выделиться одна из фирм выпустила пару спичек длиной в метр.
Стоимость спичек в СССР оставалась минимально возможной, что составляло 1 копейку за коробок (это порядка 60 спичек). Это впрочем, не отражало в целом их себестоимость. На данный момент коробок, практически не изменивший внешнего вида с тех времен, стоит порядка рубля (в нем порядка 40 спичек). Поэтому трудно сказать приносит ли производство спичек большой доход фабрикам. А ведь в XIX веке стоимость спичек была довольно высока, поэтому доступны они были далеко не всем.